На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГРАНЬ РЕАЛЬНОСТИ

3 293 подписчика

Последний остров Атлантиды 2

Исследования  и изучения  Русских полярников –
описанной земли в Арктике


Загадочные земли в океане

Изучениеархипелага Северная Земля, начатое русскими и завершенное советскими  полярниками в начале 30-х годов, было последним крупным географическим  открытием в Арктике и крупнейшим открытием, сделанным в нашем веке…… Вопрос этот связан с историей поисков двух загадочных земель, в  существование которых твердо верили многие исследователи вплоть до середины  нашего века и которые все-таки, несмотря на тщательнейшие поиски, найти не  удалось. Это Земля Андреева и Земля Санникова…..Однако сообщения о Земле

Андреева и Земле Санникова никак нельзя считать обманом зрения и плодом миража.

В 1763 году для проверки сведений об островах, лежащих к северу от
устья Колымы, покрытых множеством медвежьих следов, с крепостью, «заведенной незнаемыми людьми», был направлен сержант Степан Андреев. Он достиг островов, впоследствии названных Медвежьими. Хотя они были необитаемы, повсюду Андреев встречал следы, оставленные людьми: вкопанные в землю юрты, развалившиеся  землянки и даже крепость, сделанную «превеликим трудом… токмо строена не  русскими людьми, а другими, но какими, о том знать не можно». На самом
восточном из Медвежьих островов Андреев и его спутники «всходили и на верх горы  и смотрели во все стороны. В полуденную сторону виден голоменит камень, который  по рассуждению нашему тот Колымский камень, а влево, в восточной стороне, едва  чуть видеть, синь синеет, или назвать какая чернь: что такое, земля или море, о  том в подлиннике обстоятельно донести не умею».

   На следующий год Андреев с пятью  казаками вновь направился на Медвежьи острова и, взойдя на вершину горы  Четырехстолбового острова, увидел в ясный солнечный день ту же «синь», или  «чернь», и он и его люди «дались на усмотренное место». На шестые сутки санного
пробега по замерзшему морю был замечен «остров весьма немал. Гор и стоячего лесу  на нем не видно, низменной, одним концом на восток, а другим – на запад, а в  длину так, например, быть имеет верст семьдесят». Андреев со спутниками  направились к «западной изголовье» острова, однако, «не доезжая того верст за  20, наехали на свежие следы превосходного числа на оленях и на санях неизвестных народов и, будучи малолюдны, возвратились в Колыму».

 В 1820 году «для описи берегов от устья Колымы к востоку от
Шелагского мыса и от оного на севере к открытию обитаемой земли, находящейся,  по сказанию чукчей, в недалеком расстоянии», была направлена экспедиция под  командованием двух лейтенантов флота –Ф.П. Врангеля и П. Ф. Анжу. Обнаружить Землю Андреева им не удалось – и тем не менее в том же 1823 году, когда  закончилась экспедиция, в журнале «Сибирский вестник» вышла публикация, из которой следовало, что эту землю, помимо Андреева, видели и другие люди.
«Другие известия доказывают, что сия земля имеет жителей, которые называют ее  Тикиген, а сами известны под именем хрохаев и состоят их двух племен. Некоторые  из них бородатые и похожи на россиян, другие же чукотской породы. Бывшие при  экспедиции Биллингса сотник Кобелев и толмач Дауркин подтвердили описание  Андреева, представили даже абрис виденной ими земли.»
   Но тщетны были поиски Земли  Андреева и в прошлом, и в нынешнем веке. Ни ледоколы, ни самолеты, с борта   которых велся поиск, ее не обнаружили. Не менее загадочно исчезновение другой  земли – Земли Санникова.

 Земля Санникова

   О  Земле Санникова знают многие миллионы людей. Яков Санников, промышленник и  исследователь, сделал самый большой вклад в изучение Новосибирских островов.
    В 1805 году, во время летовки на острове Котельном, Санников видел к северу от него высокие горы неведомой земли. В следующем году он
заметил с «Высокого мыса» еще одну землю, точнее, «синеву», говорящую о том,  что где-то на северо-востоке должна быть суша. Когда в 1810 году Геденштром   приехал описывать острова Новосибирского архипелага, Санников сообщил ему, что  с северо-западного берега острова Котельный «в примерном расстоянии 70 верст  видны высокие каменные горы». Синеву, «совершенно похожую на отдаленную землю»,  видел и сам Геденштром, стоя на Каменном мысу острова Новая Сибирь. Геденштром
отправился к этой земле по льду, но огромная полынья помешала ему, и в
зрительную трубу он смог только различить «белый яр, изрытый множеством ручьев»…
.В 1885 году на Новосибирские острова отправилась научная экспедиция,
в которую входил русский ученый Э. В. Толль. Стоя на северном берегу острова  Котельный, он увидел «ясные контуры четырех столовых гор с прилегающим к ним на  востоке низким остроконечием». Земля видна была так четко, что Толль пришел к  выводу, что она подобна гористым островам Земли Франца-Иосифа, базальтам  острова Беннета и столбам мыса Святой Нос на материке, если смотреть на них с  острова Большой Ляховский. В 1893 году, вновь побывав на Новосибирских островах, Толль записал рассказы охотников на песцов и собирателей мамонтовой кости, которые говорили о неизвестной земле, видимой с острова Котельный.

Толль представляет в Академию наук план экспедиции, главной
целью которой являются поиски Земли Санникова, «еще никогда и никем не  посещенной суши». В два часа пополудни 21 июня 1900 года от 17-й линии  Васильевского острова отчаливает судно «Заря», на борту которого находятся 19  человек с запасом продовольствия на три года. 

С тех пор никому не удалось обнаружить следов пропавшей экспедиции…
Так же, как и Земли Санникова, поиски которой стоили жизни отважному русскому  исследователю. (  «Мой проводник Джегерли, семь раз проводивший  лето на островах и видевший несколько раз подряд загадочную землю, на вопрос мой: „Хочешь ли достигнуть этой дальней цели?“ – дал мне следующий ответ: „Раз наступить – и умереть!“» – писал Толль в 1893 году, записывая  рассказы охотников на Новосибирских островах.)  Умереть, к сожалению, пришлось самому Толлю, так и не ступив на почву столь страстно и самоотверженно разыскиваемой им Земли  Санникова. Район предполагаемой Земли Санникова, так же как и Земли Андреева,  был многократно «прочесан» со времени Толля ледоколами и самолетами, и после  этого Земля Санникова, казалось бы, была «закрыта», как за много лет до нее были «закрыты» другие земли в Арктике.

В  марте 1941 года  знаменитый летчик-полярник И. И. Черевичный обнаружил на 74 градусе северной  широты в Восточно-Сибирском море остров с волнистой поверхностью, отчетливо  видными руслами рек, сложенный льдом, а не скалами. В 1945 году летчик А.Титлов и штурман В. Аккуратов, идя на малой высоте над районом океана, который никто до них не посещал, заметили трехвершинную гору – остров… который на самом деле оказался огромным айсбергом, длиной 30 и шириной 25 километров,  удивительно похожим на «настоящую» землю.

   Вот что рассказывает В. Аккуратов об открытии этого «острова» на страницах журнала «Вокруг света» (№ 6,1954): «Солнечной мартовской ночью мы возвращались с севера.
Примерно за 700 километров до острова Врангеля наше внимание неожиданно привлек контур неизвестной земли. Там, далеко на юге, была уже глубокая ночь. На фоне темной, почти черной южной части горизонта особенно резко выделялся огромный
холмистый остров, освещенный лучами полуночного солнца». Сесть на поверхность этого острова самолет из-за глубокого снега не смог. С воздуха были определены координаты острова – 76 градусов северной широты, 165 градусов западной долготы. Был составлен и акт об открытии новой земли, который подписали все  члены экипажа и ученые, находившиеся на борту самолета.

   «Через два месяца нам поручили подтвердить существование этого острова. Но мы не нашли его в указанном месте. Лишь год спустя его обнаружили уже значительно северо-западнее.  Он дрейфовал от берегов Канадского архипелага и прошел мимо острова Врангеля в том месте, где мы его и приняли за остров, – рассказывает Аккуратов. – Сходство его с настоящим островом
было действительно поразительным. На нем отчетливо виднелись замерзшие русла рек, выступающие из-под снега скалы, и только крутые берега его были совершенно ледяные, но и они походили на берега островов Земли Франца-Иосифа.» Этот остров-айсберг американские летчики, также наблюдавшие его с воздуха, назвали «Т-1» (от английского слова «таргит» – «мишень»)….  .

….. вне всякого сомнения остаются наблюдения, проведенные в
XVII–XX веках опытными исследователями, у которых буквально на глазах исчезали острова в районе Новосибирского архипелага.

…..«Весной 73-го нашей экспедицией было пробурено несколько мелких
скважин со льда пролива Дмитрия Лаптева. Оказалось, что на дне пролива лежат те же плейстоценовые породы, что и на островах, и на прилегающем материковом берегу, но без слоев каменного льда в верху разреза. Этот лед растаял. Зато на глубине, в самих породах, сохранились реликты „вечной“ мерзлоты. Мерзлота и море несовместимы. Значит, пролив образовался совсем недавно, – пишет ленинградский геолог В. Иванов. – Наши исчезающие острова ломают  представление о геологическом времени. Принято считать, что геологические процессы, кроме землетрясений и извержений вулканов, идут настолько медленно,
что их невозможно наблюдать. Однако это, по крайней мере для тех районов, о  которых идет речь, не так. „Лик Земли“, как выражались в старину, меняется на  наших глазах.»

   В ископаемом льду находят и  любопытные вкрапления. По всем признакам это должен был бы быть лёсс, подобный  лёссам степей и полупустынь Европы и Азии, прерий Северной Америки и пампасов
Южной… Но откуда быть лёссу в Восточной Сибири? И вкрапления эти считались не «ветровыми» – принесенными из пустынь и полупустынь Евразии, а «водными» – наносами рек. Понадобились годы, чтобы доказать «эоловое» происхождение лёссов Восточной Сибири.

   Эта работа была проделана в Магадане лабораторией мерзлотоведения Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института АН СССР, возглавляемой доктором географических наук С. В. Томирдиаро. Открытие «сибирских лёссов» позволило Томирдиаро выдвинуть интересную гипотезу об Арктиде – «ледяной Атлантиде», существовавшей в эпоху великого оледенения, последние остатки которой исчезают  на наших глазах. Впервые эта гипотеза была опубликована в седьмом номере
журнала «Природа» за 1972 год.

Картина дня

наверх